Требования, которые необходимо предъявлять к учителю, работающему с одарёнными и способными детьми:
Учитель должен быть:
- непременно талантливым;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллигентным, нравственным и эрудированным;
- владеть передовыми педагогическими технологиями;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
- обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- стимулировать познавательные способности учащихся;
- работать по специальному учебному плану;
- работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
Учителя оказывают постоянную помощь в оформлении работ.
Эта работа продолжается и с родителями: родительские собрания, родительские дни, консультации родителей с психологом, социологом школы.
Рекомендации учителям и родителям для воспитания в детях исследовательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания:
- не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
- не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
- научите учеников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов;
- приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;
- используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач;
- помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний;
- подходите ко всему творчески.
Система работы с одарёнными детьми предполагает взаимосвязь четырех составляющих: семья, дети, педагоги, психологическая служба, каждая из которых вносит свой вклад в создание именно развивающей среды для одаренных и способных детей.
Работа педагогического коллектива с одарёнными детьми:
I. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
II. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся.
III. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.
IV. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.
- стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, а с другой стороны – принижение достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?
- Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
- Умение координировать свои действия с действиями родителей.
- Умение консультировать родителей и учащихся.
- Профессиональная зрелость.
- Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
- Эмоциональная стабильность.
- Способность к самоанализу.
- Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.
Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми
Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.
Учителю-предметнику в работе необходимо:
- Составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка .
- Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.
1.Творческие способности
2. Познавательные способности и навыки
3. Особенности эмоциональной сферы
- Реалистическая Я-концепция.
- Уважение к другим.
- Эмпатическое отношение к людям.
- Склонность к самоанализу.
- Терпимое отношение к критике.
- Готовность делиться вещами и идеями.
- Настойчивость в выполнении задания.
- Независимость в мышлении и поведении.
- Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
- Чувство юмора.
- Чуткость к анализу нравственных проблем.
- Уверенность в своих силах и способностях.
- Внутренняя мотивация
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЯМ ПО РАБОТЕ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

План работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися
Утверждаю
Директор ГУО_____________
«___»______________ 20_ г.
План работы
с одарёнными учащимися учителя ______________________
на 2021/2022 учебный год
Цель работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися на 2021/2022 учебный год:
создание условий для выявления, обучения и воспитания одаренных и способных учащихся
Задачи работы:
1. Развивать интеллектуальные способности учащихся, расширять знания сверх базисного учебного плана, развивать интерес к научной исследовательской деятельности посредством вовлечения учащихся в предметные декады, Школу олимпиадного резерва, НОУ, организовывать взаимодействие с высшими учебными заведениями;
2. Осуществить поиск новых подходов к эффективной организации работы с одарёнными и способными учащимися, используя информационно-коммуникационные технологии;
3. Обеспечить реализацию индивидуальных планов работы с одарёнными и способными учащимися;
4. Повышать квалификацию через участие в семинарах, целевых и проблемных курсах по организации работы с одарёнными учащимися;
5. Создать электронный банк олимпиадных задний и конкурсов по предмету, картотеку программного обеспечения по работе с одарёнными учащимися
№
п/п
|
Мероприятия
|
Сроки исполнения
|
Отметка о выполнении
|
I. Аналитическая работа
|
1
|
Формирование банка данных об одаренных и талантливых детях по результатам интеллектуальных соревнований, творческих, спортивных соревнований и конкурсов. Отслеживание этапов продвижения учащихся
|
Сентябрь
|
Банк данных одарённых учащихся на учебный год
|
2
|
Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования
|
|
Карта интереса и занятости учащихся
|
3
|
Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования.
|
|
|
4
|
Организация исследовательской деятельности по предмету
|
|
|
5
|
Организация обучающих контактов одаренных учащихся с преподавателями ВУЗов
|
|
|
6
|
Изучение результативности работы с одарёнными учащимися
|
|
|
II. Повышение квалификации, обобщение опыта
|
1
|
Курсы
|
|
|
2
|
Семинары
|
|
|
3
|
МО, тема по самообразованию
|
|
|
4
|
Публикации урока, факультатива, выступления
|
|
|
5
|
Создание сборника, презентации
|
|
|
6
|
Выступление на семинарах
|
|
|
III. Учебная деятельность
|
1
|
Введение факультатива (название)
|
|
|
2
|
Исследование темы
|
|
|
3
|
Разработка индивидуального плана работы с учащимся
|
|
|
4
|
Вовлечение одаренных учащихся в мероприятия интеллектуальной направленности:
• олимпиадах всех уровней;
• в творческие конкурсы;
• научно-теоретические и практические конференции;
• интеллектуальный марафон (предметные конкурсы)
|
|
|
5
|
Создание и работа Школы олимпиадного резерва по предмету
|
|
|
6
|
Организация индивидуальных консультаций по предмету
|
|
|
7
|
Семинар-практикум с учащимися
|
|
|
8
|
Обучение одаренных детей различным аутогенным технологиям снятия негативных последствий возникших интеллектуальных напряжений
|
|
|
9
|
Консультации для родителей
|
|
|
IV. Проведение мероприятий для развития одаренных детей
|
1
|
Направление учащихся на межшкольный факультатив, в очно-заочную школу
|
|
|
2
|
Работа с учащимися, ориентированными на научно – исследовательскую деятельность, организация и проведение:
|
|
|
3
|
Участие одаренных учащихся в создании сборников творческих работ
|
|
|
4
|
Конференция учащихся
|
|
|
5
|
Участие в интернет-конкурсах, олимпиадах
|
|
|
V. Укрепление учебно-материальной базы
|
1
|
Создание банка данных олимпиадных заданий
|
|
|
2
|
Систематизация программного обеспечения по организации работы с одарёнными учащимися
|
|
|
3
|
Создание картотеки методического обеспечения
|
|
|
Методическое обеспечение образовательного процесса
(работа с одаренными детьми)
Обеспечение
|
Наименования
|
Учебные программы
|
|
Учебники, методическая литература
|
|
Дидактические, раздаточные материалы
|
|
Наглядные пособия
|
|
Компакт-диски по предметам
|
|
Компьютерные учебные программы
|
|
Презентации
|
|
Индивидуальный план работы
с (Ф.И.О. учащегося)_______________________________________________
на _______________________учебный год
Задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;
- поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- содействовать индивидуализации воспитания и образования;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Методы
|
Сроки
|
Ответственный
|
Отметка о выполнении
|
1. Информационно-аналитическое направление
|
Провести анкетирование учащегося с целью выявление
|
|
|
|
Составить психолого-педагогическую характеристику на учащегося
|
|
|
|
Изучить психолого-педагогическую характеристику на учащегося, медицинскую карту
|
|
|
|
Информировать учащегося о факультативах, дополнительном образовании
|
|
|
|
Изучить Инструкции о порядке проведения этапов республиканской олимпиады, научно-практических конференций, творческих конкурсов
|
|
|
|
Согласовать и утвердить индивидуальный график работы, план работы с учащимся
|
|
|
|
Осуществить подбор энциклопедических материалов, учебной литературы, дидактических материалов по разделам предмета, организовать работу в библиотеке, читальном зале, сельской библиотеке.
|
|
|
|
Обеспечить индивидуальные занятия /теоретическая часть/ по предмету, консультации по проблемным вопросам
|
|
|
|
Составить график индивидуальных занятий по предмету с применением компьютерной программы
|
|
|
|
2. Организационно-деятельностное направление
|
Организовать проведение факультативных занятий “___ “, межшкольных факультативов
|
|
|
|
Обеспечить участие в НОУ (секция)
|
|
|
|
Обеспечить участие в Школе олимпиадного резерва
|
|
|
|
Спланировать посещение консультаций в ВУЗе
|
|
|
|
Принять участие в летнем профильном лагере по _____
|
|
|
|
Обучить компьютерным навыкам использования обучающих программ
|
|
|
|
Спланировать работу в компьютерном классе, обеспечить выход в Интернет
|
|
|
|
Разработать план проведения тренингов
|
|
|
|
Провести консультации «____» совместно с психологом
|
|
|
|
Организовать обучение навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции
|
|
|
|
Систематизировать банк данных олимпиадных заданий по предмету за 2010 – 2021 годы, создать электронный вариант банка данных, предоставить заданий учащемуся
|
|
|
|
Принять участие в интернет-конкурсах по предмету, дистанционных обучающих конкурсах, тематических турах по предмету
|
|
|
|
Организовать консультации по предмету в МОИРО по проблемным темам программы
|
|
|
|
Принять участие в учебных сборах по предмету (по необходимости)
|
|
|
|
3. Контрольно-диагностическое направление
|
Обеспечить участие в республиканской олимпиаде, олимпиаде учащихся 5-8 классов по предмету
|
|
|
|
Обеспечить участие в интернет-конкурсах (конкретно назвать)
|
|
|
|
Обеспечить участие в Интернет-олимпиадах (конкретно назвать)
|
|
|
|
Обеспечить участие в школьной НПК
|
|
|
|
Обеспечить участие в НПК районного уровня
|
|
|
|
4. Результативно-коррекционное направление
|
Анализ участия в олимпиадах, конференциях, разбор ошибок
|
|
|
|
Консультация “Стресс в школьной жизни”
|
|
|
|
Тренинг коррекции тревожного состояния
|
|
|
|
Тренинг уверенности в себе
|
|
|
|
Организовать обучение навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции
|
|
|
|
Коррекция индивидуального плана
|
|
|
|