ГУО «Лошницкая средняя школа Борисовского района»
телефон: 75 58 98
email: loschnicaschool@rooborisov.by
222122 Минская область, Борисовский район, д. Лошница, ул. Мичурина, 29А

Одаренные и высокомотивированные

Требования, которые необходимо предъявлять к учителю, работающему с одарёнными и способными детьми:

 

Учитель должен быть:

  • непременно талантливым;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллигентным, нравственным и эрудированным;
  • владеть передовыми педагогическими технологиями;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

 

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

  • обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  • стимулировать познавательные способности учащихся;
  • работать по специальному учебному плану;
  • работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

Учителя оказывают постоянную помощь в оформлении работ.

         Эта работа продолжается и с родителями: родительские собрания, родительские дни, консультации родителей с психологом, социологом школы.

 

Рекомендации учителям и родителям для воспитания в детях исследовательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания:

  • не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;
  • не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;
  • научите учеников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов;
  • приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;
  • используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач;
  • помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний;
  • подходите ко всему творчески.

Система работы с одарёнными детьми предполагает взаимосвязь четырех составляющих: семья, дети, педагоги, психологическая служба, каждая из которых вносит свой вклад в создание именно развивающей среды для одаренных и способных детей.

 

   Работа педагогического коллектива с одарёнными детьми:

I. Знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.

II. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеучебной деятельностью учащихся.

III. Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности.

IV. Создание условий, способствующих оптимальному развитию одаренности.

 

- стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей: возведение ребенка на пьедестал, подчеркивание его особых прав, а с другой стороны – принижение достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».

 

 

Какими профессиональными качествами должен обладать педагог, чтобы эффективно работать с одаренными детьми и их родителями?

 

  • Умение распознавать признаки одаренности ребенка в разных сферах его деятельности.
  • Умение координировать свои действия с действиями родителей.
  • Умение консультировать родителей и учащихся.
  • Профессиональная зрелость.
  • Теоретическая и практическая подготовка для работы с одаренными детьми.
  • Эмоциональная стабильность.
  • Способность к самоанализу.
  • Чуткость, доброжелательность, наличие чувства юмора.

 

 

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми

 

Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

 

 

 

Учителю-предметнику в работе необходимо:

  • Составить план занятий с ребенком, учитывая психические особенности ребенка .
  • Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.

 

Наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.

1.Творческие способности

2. Познавательные способности и навыки

3. Особенности эмоциональной сферы

  • Реалистическая Я-концепция.
  • Уважение к другим.
  • Эмпатическое отношение к людям.
  • Склонность к самоанализу.
  • Терпимое отношение к критике.
  • Готовность делиться вещами и идеями.
  • Настойчивость в выполнении задания.
  • Независимость в мышлении и поведении.
  • Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
  • Чувство юмора.
  • Чуткость к анализу нравственных проблем.
  • Уверенность в своих силах и способностях.
  • Внутренняя мотивация

 

ПАМЯТКА УЧИТЕЛЯМ ПО РАБОТЕ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

 

 

План работы с одарёнными  и высокомотивированными учащимися

                                 

                                  Утверждаю

                                                                  Директор ГУО_____________

                                                                  «___»______________ 20_ г.

 

План работы

с одарёнными учащимися учителя ______________________

на 2021/2022 учебный год

 

Цель работы с одарёнными и высокомотивированными учащимися на 2021/2022 учебный год:

создание условий для выявления, обучения и воспитания одаренных и способных учащихся

 

Задачи работы:

1. Развивать интеллектуальные способности учащихся, расширять знания сверх базисного учебного плана, развивать интерес к научной исследовательской деятельности посредством вовлечения учащихся в предметные декады, Школу олимпиадного резерва, НОУ, организовывать взаимодействие с высшими учебными заведениями;

2. Осуществить поиск новых подходов к эффективной организации работы с одарёнными  и способными учащимися, используя информационно-коммуникационные технологии;

3. Обеспечить реализацию индивидуальных планов работы с одарёнными и способными учащимися;

4. Повышать квалификацию через участие в семинарах, целевых и проблемных курсах по организации работы с одарёнными учащимися;

5. Создать электронный банк олимпиадных задний и конкурсов по предмету, картотеку программного обеспечения по работе с одарёнными учащимися

 

 

п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Отметка о выполнении

I. Аналитическая работа

1

Формирование банка данных об одаренных и талантливых детях по результатам интеллектуальных соревнований, творческих, спортивных  соревнований и конкурсов.  Отслеживание этапов продвижения учащихся

Сентябрь

 Банк данных одарённых учащихся на учебный год

2

Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования

 

Карта интереса и занятости учащихся

3

Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования.

 

 

4

Организация исследовательской  деятельности по предмету 

 

 

5

Организация обучающих контактов одаренных учащихся с преподавателями ВУЗов

 

 

6

Изучение результативности работы с одарёнными учащимися

 

 

II. Повышение квалификации, обобщение опыта

1

 Курсы

 

 

2

Семинары

 

 

3

 МО, тема по самообразованию

 

 

4

Публикации урока, факультатива, выступления

 

 

5

Создание сборника, презентации

 

 

6

Выступление на семинарах

 

 

III. Учебная деятельность

1

 Введение факультатива (название)

 

 

2

Исследование темы

 

 

3

Разработка индивидуального плана работы с учащимся

 

 

4

Вовлечение одаренных учащихся в мероприятия интеллектуальной направленности:
• олимпиадах  всех уровней;
• в творческие конкурсы;
• научно-теоретические и практические конференции;
• интеллектуальный марафон (предметные конкурсы)

 

 

5

Создание и работа Школы олимпиадного резерва по предмету

 

 

6

Организация индивидуальных консультаций по предмету

 

 

7

Семинар-практикум с учащимися

 

 

8

Обучение одаренных детей различным аутогенным технологиям снятия негативных последствий возникших интеллектуальных напряжений

 

 

9

Консультации для родителей

 

 

IV. Проведение мероприятий для развития одаренных детей

1

Направление учащихся на межшкольный факультатив, в очно-заочную школу

 

 

2

Работа с учащимися, ориентированными на научно – исследовательскую деятельность, организация и проведение:

 

 

3

Участие одаренных учащихся в создании сборников творческих работ

 

 

4

Конференция учащихся

 

 

5

Участие в интернет-конкурсах, олимпиадах

 

 

V. Укрепление учебно-материальной базы

1

Создание банка данных олимпиадных заданий

 

 

2

Систематизация программного обеспечения по организации работы с одарёнными учащимися

 

 

3

Создание картотеки методического обеспечения

 

 

Методическое обеспечение образовательного процесса

(работа с одаренными детьми)

 

 

Обеспечение

 

 

Наименования

Учебные программы

 

Учебники, методическая литература

 

Дидактические, раздаточные материалы

 

Наглядные пособия

 

Компакт-диски по предметам

 

Компьютерные учебные программы

 

Презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 Индивидуальный план работы

с (Ф.И.О. учащегося)_______________________________________________

на _______________________учебный год

 

Задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;
  • поощрять  активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную  деятельность;
  • содействовать индивидуализации  воспитания и образования;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. 

 

Методы

Сроки

Ответственный

Отметка о выполнении

1. Информационно-аналитическое направление

Провести анкетирование учащегося с целью выявление

 

 

 

Составить психолого-педагогическую характеристику на учащегося

 

 

 

Изучить психолого-педагогическую характеристику на учащегося, медицинскую карту

 

 

 

Информировать учащегося о факультативах, дополнительном образовании

 

 

 

Изучить Инструкции о порядке проведения этапов республиканской олимпиады, научно-практических конференций, творческих конкурсов

 

 

 

Согласовать и утвердить индивидуальный график работы, план работы  с учащимся

 

 

 

Осуществить подбор энциклопедических материалов, учебной литературы, дидактических материалов по разделам предмета, организовать работу в библиотеке, читальном зале, сельской библиотеке.

 

 

 

Обеспечить индивидуальные занятия /теоретическая часть/ по предмету, консультации по проблемным вопросам

 

 

 

Составить график индивидуальных занятий по предмету с применением компьютерной программы

 

 

 

2. Организационно-деятельностное  направление

Организовать  проведение факультативных занятий “___ “, межшкольных факультативов

 

 

 

Обеспечить участие  в НОУ (секция)

 

 

 

Обеспечить участие  в Школе олимпиадного резерва

 

 

 

Спланировать посещение  консультаций в ВУЗе

 

 

 

Принять участие  в летнем профильном лагере по _____

 

 

 

Обучить компьютерным навыкам использования обучающих программ

 

 

 

Спланировать работу в компьютерном классе, обеспечить выход в Интернет

 

 

 

Разработать план проведения тренингов

 

 

 

Провести консультации «____» совместно с психологом

 

 

 

Организовать обучение навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции

 

 

 

Систематизировать банк данных олимпиадных заданий по предмету за 2010 – 2021 годы, создать электронный вариант банка данных, предоставить заданий учащемуся

 

 

 

Принять участие в интернет-конкурсах по предмету, дистанционных обучающих конкурсах, тематических турах по предмету

 

 

 

Организовать консультации по предмету в МОИРО по проблемным темам программы

 

 

 

Принять участие в учебных сборах по предмету (по необходимости)

 

 

 

3. Контрольно-диагностическое направление

Обеспечить участие  в республиканской олимпиаде, олимпиаде учащихся 5-8 классов по предмету

 

 

 

Обеспечить участие  в интернет-конкурсах (конкретно назвать)

 

 

 

Обеспечить участие  в Интернет-олимпиадах (конкретно назвать)

 

 

 

Обеспечить участие  в школьной НПК

 

 

 

Обеспечить участие  в НПК районного уровня

 

 

 

4. Результативно-коррекционное направление

Анализ участия в олимпиадах, конференциях, разбор ошибок

 

 

 

Консультация “Стресс в школьной жизни”

 

 

 

Тренинг коррекции тревожного состояния 

 

 

 

Тренинг уверенности в себе

 

 

 

Организовать обучение навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции

 

 

 

Коррекция индивидуального плана

 

 

 

Версия сайта для слабовидящих