Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного подхода
1 этап. Целеполагание
Цель – это запрограммированный результат, который учащийся должен получить в процессе осуществления учебной деятельности
Цели компетентностно - ориентированного урока должны быть:
- диагностируемые;
- конкретные;
- понятные;
- осознанные;
- описывающие желаемый результат;
- реальные;
- побудительные (побуждать к действию).
Целеполагание (технология SMART)
Specific – конкретная
Measurable – измеримая
Achievable – достижимая
Realistiс – реалистичная
Timed – определённая по времени
Цели учителя:
- создание условий для проявления познавательной деятельности учащихся, воспитания и развития их индивидуальных способностей;
- развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной культуры;
- формирование познавательного интереса к …
- развитие умения формулировать свою точку зрения и аргументировать её;
- поощрение учащихся за попытки что-то сделать.
Цели:
• создание необходимых условий для ознакомления с материалом о проблемах подростков в нашей стране и за рубежом;
• создание условий для развития логического мышления, памяти, умения работать самостоятельно и в группе;
• воспитание интереса к английскому языку как средству общения;
• формирование чувства ответственности при работе в группе.
Задачи:
• осуществить совместное с детьми целеполагание;
• ввести и первично закрепить лексику по теме «Проблемы подростков»;
• способствовать формированию навыков устной речи путем создания ситуации беседы, дискуссии;
• развивать умение воспринимать на слух информацию и выражать свое отношение к проблеме;
• совершенствовать навыки чтения с извлечением из текста определенной информации.
2 этап. Отбор содержания учебного материала
Требования к организации обучения в рамках компетентностного подхода к отбору содержания:
Сначала надо выяснить, для чего нужен данный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.
Дидактические условия отбора содержания образования при компетентностном подходе:
• опора на субъективный опыт учащихся;
• использование практико-ориентированных ситуаций как для постановки проблемы, так и для ее непосредственного решения;
• соединение в содержании интеллектуальной, навыковой и эмоционально-ценностной составляющих;
• использование открытых ( с не определенным заранее результатом) и закрытых ( с заранее запланированным ответом) учебных заданий;
• использование избыточной информации для выработки навыков работы и право выбора нужной информации и способов его обработки.
3 этап. Выбор формы организации образовательной деятельности
Основные характеристики творческого урока:
• Исследовательский метод и вид деятельности.
• Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока.
• Многообразие подходов и точек зрения.
• Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль.
Блочно-модульная технология
• ориентационно-мотивационный модуль (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, вопросы и форма итогового контроля);
• блок самостоятельной работы с учебной литературой и учебным содержанием темы (учитель здесь выступает в роли консультанта, наставника);
• практические занятия с материалом курса (для естественных наук – лабораторные занятия, для гуманитарных – дискуссии или игровое моделирование); модуль контроля (итоговое тестирование, опрос, устный экзамен).
Преимущественными формами проявления самостоятельности учащегося в учебной деятельности считают следующие формы:
• анализ текста;
• обобщение информации;
• обсуждение;
• создание текста;
• выступление (презентация).
4 этап. Подбор методов и приёмов обучения
На компетентностном занятии применяются методы обучения, которые способны:
- расширять формы и методы самостоятельной работы на занятии;
- стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие обучающихся в учении;
- ставить учеников перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, рассматривать разные точки зрения;
- развивать навыки самоорганизации и самооценки с помощью самостоятельного выбора заданий.
Деятельностные методы и приёмы обучения:
- методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т. д.);
- метод проблемного обучения (беседа, исследовательский метод, проблемная лекция, проблемный семинар);
- методы активизации творческого мышления (мозговой штурм, эвристические беседы)
- модернизированные традиционные методы обучения;
- методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).
Рекомендации учителю по выбору форм и методов обучения при реализации компетентностного подхода
- Методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей.
- При составлении плана урока необходимо продумать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем.
- Стараться отказаться от таких форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др.
5 этап. Подбор диагностического инструментария для проверки уровней освоения компетенций
Виды контроля:
- первичный (предваряющий, диагностический);
- текущий (периодический, промежуточный);
- итоговый.
Аналитические инструменты и приемы для измерения уровня освоения компетенций, прогресса учащихся в процессе познания:
• светофор;
• сигналы рукой;
• одноминутное эссе;
• трехминутная пауза;
• измерение температуры;
• мини-тест;
• элективный (выборочный) тест;
• формативный тест;
• формативный опрос;
• внутренний и внешний круг;
• письменные комментарии;
• обобщение в одном предложении(«кто? что? где? когда? почему? как?»).
Результаты такого оценивания можно применять в процессе анализа и коррекции.
Контроль может быть в виде рефлексии
- Оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства.
- Соотнеси собственную цель занятия с полученным результатом (проведи самоконтроль).
- Сравни полученный результат с эталоном (проведи самооценку).
Приемы самооценивания и взаимооценивания учащихся:
• запись идей;
• дневники/журналы по самооценке;
• две звезды и желание.
Формы и виды итоговой проверки уровня освоения компетенций
- рейтинговая система оценки качества усвоения
- кейс-метод
- портфолио (учебный портфель)
Рекомендации учителю в подготовке современного урока
1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку- четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3. Спланировать учебный материал.
Для этого надо:
- Подобрать литературу по теме.
- Подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение;
применение знаний в новой ситуации;
применение знаний в незнакомой ситуации;
творческий подход к знаниям.
- Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
задания, способствующие закреплению материала учеником.
4. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части: формальную; содержательную; аналитическую.
Опорная таблица анализа и конструирования учебного занятия http://academy.edu.by/files/podrazdelenia/nach%20school/opornaya%20tabl_nach%20school.pdf