ГУО «Лошницкая средняя школа Борисовского района»
телефон: 72 52 12
email: loschnicaschool@rooborisov.by
222122 Минская область, Борисовский район, д. Лошница, ул. Мичурина, 29А

Алгоритм учебного занятия

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного подхода

 

1 этап. Целеполагание

Цель – это запрограммированный результат, который учащийся должен получить в процессе осуществления учебной деятельности

Цели компетентностно - ориентированного урока должны быть:

  • диагностируемые;
  • конкретные;
  • понятные;
  • осознанные;
  • описывающие желаемый результат;
  • реальные;
  • побудительные (побуждать к действию).

Целеполагание (технология SMART)

Specific – конкретная

Measurable – измеримая

Achievable – достижимая

Realistiс – реалистичная

Timed – определённая по времени

Цели учителя:

  • создание условий для проявления познавательной деятельности учащихся, воспитания и развития их индивидуальных способностей;
  • развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной культуры;
  • формирование познавательного интереса к …
  • развитие умения формулировать свою точку зрения и аргументировать её;
  • поощрение учащихся за попытки что-то сделать.

Цели:

• создание необходимых условий для ознакомления с материалом о проблемах подростков в нашей стране и за рубежом;

• создание условий для развития логического мышления, памяти, умения работать самостоятельно и в группе;

• воспитание интереса к английскому языку как средству общения;

• формирование чувства ответственности при работе в группе.

Задачи:

• осуществить совместное с детьми целеполагание;

• ввести и первично закрепить лексику по теме «Проблемы подростков»;

• способствовать формированию навыков устной речи путем создания ситуации беседы, дискуссии;

• развивать умение воспринимать на слух информацию и выражать свое отношение к проблеме;

• совершенствовать навыки чтения с извлечением из текста определенной информации.

 

2 этап. Отбор содержания учебного материала

Требования к организации обучения в рамках компетентностного подхода к отбору содержания:

Сначала надо выяснить, для чего нужен данный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.

Дидактические условия отбора содержания образования при компетентностном подходе:

• опора на субъективный опыт учащихся;

• использование практико-ориентированных ситуаций как для постановки проблемы, так и для ее непосредственного решения;

• соединение в содержании интеллектуальной, навыковой и эмоционально-ценностной составляющих;

• использование открытых ( с не определенным заранее результатом) и закрытых ( с заранее запланированным ответом) учебных заданий;

• использование избыточной информации для выработки навыков работы и право выбора нужной информации и способов его обработки.

 

3 этап. Выбор формы организации образовательной деятельности

Основные характеристики творческого урока:

• Исследовательский метод и вид деятельности.

• Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока.

• Многообразие подходов и точек зрения.

• Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль.

Блочно-модульная технология

• ориентационно-мотивационный модуль (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, вопросы и форма итогового контроля);

• блок самостоятельной работы с учебной литературой и учебным содержанием темы (учитель здесь выступает в роли консультанта, наставника);

• практические занятия с материалом курса (для естественных наук – лабораторные занятия, для гуманитарных – дискуссии или игровое моделирование); модуль контроля (итоговое тестирование, опрос, устный экзамен).

Преимущественными формами проявления самостоятельности учащегося в учебной деятельности считают следующие формы:

• анализ текста;

• обобщение информации;

• обсуждение;

• создание текста;

• выступление (презентация).

 

4 этап. Подбор методов и приёмов обучения

На компетентностном занятии применяются методы обучения, которые способны:

- расширять формы и методы самостоятельной работы на занятии;

- стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие обучающихся в учении;

- ставить учеников перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, рассматривать разные точки зрения;

- развивать навыки самоорганизации и самооценки с помощью самостоятельного выбора заданий.

Деятельностные методы и приёмы обучения:

  • методы активного обучения (деловые игры, ролевые игры, дискуссии и т. д.);
  • метод проблемного обучения (беседа, исследовательский метод, проблемная лекция, проблемный семинар);
  • методы активизации творческого мышления (мозговой штурм, эвристические беседы)
  • модернизированные традиционные методы обучения;
  • методы взаимообучения (коллективного, группового и парного обучения).

Рекомендации учителю по выбору форм и методов обучения при реализации компетентностного подхода

 

- Методы и формы обучения должны быть подчинены не учебному содержанию, а использоваться как самостоятельные средства достижения определённых педагогических целей.

- При составлении плана урока необходимо продумать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем.

- Стараться отказаться от таких форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная индивидуальная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др.

 

5 этап. Подбор диагностического инструментария для проверки уровней освоения компетенций

Виды контроля:

  • первичный (предваряющий, диагностический);
  • текущий (периодический, промежуточный);
  • итоговый.

Аналитические инструменты и приемы для измерения уровня освоения компетенций, прогресса учащихся в процессе познания:

• светофор;

• сигналы рукой;

• одноминутное эссе;

• трехминутная пауза;

• измерение температуры;

• мини-тест;

• элективный (выборочный) тест;

• формативный тест;

• формативный опрос;

• внутренний и внешний круг;

• письменные комментарии;

• обобщение в одном предложении(«кто? что? где? когда? почему? как?»).

Результаты такого оценивания можно применять в процессе анализа и коррекции.

Контроль может быть в виде рефлексии

  • Оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства.
  • Соотнеси собственную цель занятия с полученным результатом (проведи самоконтроль).
  • Сравни полученный результат с эталоном (проведи самооценку).

Приемы самооценивания и взаимооценивания учащихся:

• запись идей;

• дневники/журналы по самооценке;

• две звезды и желание.

 

Формы и виды итоговой проверки уровня освоения компетенций

  • рейтинговая система оценки качества усвоения
  • кейс-метод
  • портфолио (учебный портфель)

 

Рекомендации учителю в подготовке современного урока

1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку- четко определить и сформулировать для себя его тему; определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок; и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3. Спланировать учебный материал.

Для этого надо:

  • Подобрать литературу по теме.
  • Подобрать учебные задания, целью которых является:

узнавание нового материала;

воспроизведение;

применение знаний в новой ситуации;

применение знаний в незнакомой ситуации;

творческий подход к знаниям.

  • Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

задания, способствующие осмыслению материала учеником;

задания, способствующие закреплению материала учеником.

4. Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт.

5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Главное - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

что контролировать;

как контролировать;

как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части: формальную; содержательную; аналитическую.

Опорная таблица анализа и конструирования учебного занятия http://academy.edu.by/files/podrazdelenia/nach%20school/opornaya%20tabl_nach%20school.pdf

Версия сайта для слабовидящих