Апрель — месяц Информирования об Аутизме. Или, как его часто называют сами аутичные люди, месяц Принятия Аутичных Людей.
В последнее время в обществе все чаще говорят об аутизме, поэтому каждому из нас важно о нем знать. Традиционно в школе для ребят проходят разнообразные мероприятия, приуроченные к данной теме. 2 апреля учитель-дефектолог Жагунь О.Е. открыла месячник акцией "Зажги синим". Классный руководитель 1"Б" класса Рябова Т.В. подготовила для ребят танцевальный флешмоб и творческую мастерскую "Рисуем синим". Ляшневская А.В., классный руководитель 2 "А" класса, провела информационный час "Протянем руку помощи", Жуковская А.Г., классный руководитель 3 "Б" класса, - классный час "Мы все равны". Ребята 4 "Б" класса вместе с классным руководителем Симеровой А.В. и учителем-дефектологом изготовили буклеты.
По статистике примерно каждый сотый человек — аутист. Аутисты могут быть среди людей, которых вы встречаете в транспорте, среди ваших знакомых, родственников, коллег и друзей. Они могут сами не знать о том, что они аутисты. Вы тоже можете быть аутистом, и не знать об этом. Или у вас может быть аутичный ребенок, но при этом вы можете не подозревать о его аутичности, и списывать его особенности на другие, более известные причины.
Аутичные люди:
1. Рождаются аутичными и не могут стать неаутичными.
2. Бывают всех возрастов, но взрослые аутисты гораздо реже имеют официальный диагноз, и гораздо реже знают о своей аутичности.
3. Могут иметь семью, у многих взрослых аутистов есть дети, часто эти дети тоже аутисты.
4. Могут быть любого пола.
5. Знают, что такое аутизм, лучше любого специалиста по вопросам аутизма, потому что аутизм — часть их жизни.
6. Зачастую не считают аутизм болезнью.
7. У аутичных людей есть свои слабые и сильные стороны.
Аутичным людям может быть сложно:
1. Формулировать свои мысли словами. Поэтому они могут «тормозить» во время разговора. Часто аутистам сложно описать устно то, что они думают и чувствуют. Некоторые аутисты вообще не могут говорить или начинают говорить позже своих сверстников.
2. Смотреть в глаза и одновременно формулировать свои мысли.
3. Понимать намеки, слова, обозначающие эмоции и абстрактные понятия.
4. Понимать эмоции по лицу, жестикуляции и голосу неаутичного собеседника.
5. Запоминать лица людей.
6. Заниматься делами, в которых надо устанавливать и соблюдать четкую последовательность действий, например, выполнять уборку по дому.
7. Приспосабливаться к смене планов и к неожиданным переменам.
8. Терпеть прикосновения.
Маленькие аутичные дети могут казаться странными, потому что многие из них:
- Не играют в игрушки «как принято», редко изображают ситуации из жизни.
- Не используют указательный жест.
- Не улыбаются в ответ.
- Не поддерживают контакт глазами во время разговора.
- Не откликаются на имя.
- Говорят странно, чаще цитируют книги, мультфильмы и понравившиеся фразы, чем используют речь для обычного общения, либо вообще не разговаривают.
Они могут использовать для общения:
- специальные карточки с картинками;
- картинки на электронном устройстве; — письменное общение;
- печатную речь (например, печатать на телефоне или планшете);
- электронные устройства, которые озвучивают напечатанные или выбранные слова;
- жестовый язык;
- различные простые жесты, звуки и мимику;
- и некоторые другие нетипичные методы общения.
Некоторым людям, которые пользуются специальными устройствами, нужна помощь для того, чтобы их использовать. Например, для того, чтобы печатать текст. А некоторые печатают полностью самостоятельно. И то, и другое — нормально.
- Узнайте об аутизме побольше. Очень часто мифы и предрассудки мешают аутичным людям жить.
- Говорите с аутичным человеком так, как вы говорили бы с неаутичным человеком в аналогичной ситуации.
- Учитывайте мнение аутистов во всех вопросах, касающихся их жизни. Помните, аутичные люди знают лучше неаутичных, какая именно помощь им нужна.
- Вам было бы сложно постоянно играть какую-то роль, постоянно притворяться другим человеком? Вести себя так, как вы не привыкли себя вести? Аутичным людям тоже сложно постоянно притворяться. Позвольте аутичным людям вести себя естественным для них образом.
Помните: никогда не принуждайте к устной речи человека, которому она неудобна. Вы же не хотели бы, чтобы другие указывали вам, как вам общаться?